Происхождение каратэ.
Дару-Ма - легенда или создатель «Шаолиня».


        Дару-Ма, святой буддист, двадцать восьмой и последний индусский патриарх и первый китайский патриарх. Его истинное имя Дхарма; по-китайски «Тамо»; сын мелкого индийского короля. К 520 г. н. э. он отправился в Китай распространять буддизм.
        Восточные единоборства имеют своей целью господство над противником в реальной схватке. Однако полное выражение этого искусства заключается в гармонии «Физического» («материального») и «Духовного» начал, которая была проверена практикой на протяжении многих лет.
        Около 1400 лет назад, Дару-Ма, основатель Дзен - буддизма в Индии; распространил буддизм в Китае. Создание этих бойцовских искусств было основано на наблюдении за способами защиты животных. Некоторые стойки, такие, например, как, «Каку» (стойка журавля на одной ноге), можно найти в ката «Ганкаку». Методы обучения Дару-Ма были настолько требовательными, что многие из его учеников не могли выдержать тренировок до конца. И как следствие этого, Дару-Ма изобрел более прогрессивную систему тренировок, которую он изложил в трудах Сутра; Эккин-Кио («Эккин» значит «укреплять»; «кио» - «написанная книга»). «Эккин - кио» Дару-Ма можно считать первым источником техники единоборства. Физические тренировки в сочетании с этими философскими принципами преподавались в монастыре храма Шаолинь в 500 г. н. э. (Шаолинь может быть также написан «Шорин»), оттуда пошло название: Шоринджи – Кемпо, давшие название новым стилям, такие как Тай – чи, Кунг – фу и т.д. Под влиянием монахов Шаолиня в Китае быстро распространились методы невооруженной борьбы, особенно в тех дисциплинах, где преобладали тенденции философии и здоровья (Тай - чи; Чи - Конг).
        Мастерство преподавания распространилось на архипелаге островов Рю – Кю, включая основной остров Окинава. Так, преподавание «Кемпо» распространилось в Японии. Это влияние прослеживается в южном направлении; на острова Кюсю; Тайвань. Вот именно это «китайское каратэ» было преобразовано в способ естественной борьбы, называемый Окинава – тэ (Рука Окинавы), который впоследствии зарекомендовал себя к более эффективным и совершенный, чем самооборона. Первый период преобразования каратэ на о. Окинава начался приблизительно 500 лет назад, когда правитель Хаши из династии Шо централизировал островные владения архипелага Рю – Кю.
        В целях поддержания своей власти, без особой военной опоры, император Хаши издал указ, согласно которому любое владение оружием считалось противозаконным. И вот поэтому методы невооруженной борьбы стали быстро осваиваться, а секретные (тайные) тренировки «Окинава - Тэ» превратили этот вид борьбы в опасное занятие. Около 1600 г. н. э. японский правитель Сацума завоевал невооруженное королевство Хаши. В 1609 г. японский завоеватель, боясь восстания, запретил жителям иметь какое-то ни было оружие. Это послужило толчком ко второму возрождению каратэ на Окинаве.
        В 1664 году на остров Окинава прибыл атташе по культуре Кошокун со своими китайскими учениками и начал свою деятельность. Он изобрел ката (способ поведения в предполагаемой схватке), который он оставил в наследство жителям острова. Унаследовав имя автора, ката «Кушанку» преподается в современных школах Шотокан под названием «Канку - дай». Это было любимое ката мастера Фунакоши, который дал ей имя «Канку», что означает «видеть небытие» или «смотреть в небо».
        К 1735 году относится первое упоминание в исторических источниках о китайских влиянии на каратэ («Ошима - Хикки», что означает «великий остров»). В частности, в книге упоминается, что один человек по имени Сакугава посетил Китай, изучил там каратэ и вернулся на Окинаву, чтобы поделиться своими знаниями и умениями. Вскоре и другие китайские представители прибыли на Окинаву. Наиболее известными среди них были: Вайшингцан, Ивах и Асон. Асон ограничил число своих учеников, наиболее выдающимися из которых был Мастер Томигюсюка. В то время он блистал, и на смену ему шел молодой Фунакоши.

 

Окинава.


На острове Окинава были три основных поселения: Шури, Наха и Томари. Отсюда прослеживаются три различных учения: Шури – Тэ (рука Шури), возглавляемое мастером Ито-су, Наха – Тэ (рука наха), возглавляемое мастером Хигашионна, Томари – Тэ (рука Томари), возглавляемое мастером Мацумура. Это были зачатки школ и стилей, которые в последствии породили конкуренцию между ними. Неслучайно Гичин Фунакоши сменил старый иероглиф «Тодэ» («китайская рука») на «каратэ» («пустая рука»). Т. о., он окончательно придал каратэ японскую подлинность. Намного позднее в Японии зародились 2 другие школы: сначала Шито – Рюи, затем Годзю – Рю. Этот момент можно считать зарождением школ «Рюи». Некоторые каратисты внесли изменения и создали школы: Вадо – Рюи, Шютокай и т.д. Шито – Рю берет за основу инстинктивную эффективность. Годзю – Рю более склонна к природе, миру животных, сочетанию силы и гибкости. Вадо – Рю предлагает классический стиль поведения, основанный на гармонии, гибкости и увертке. Шотокан – Рюи символизирует скорость и силу. Сначала ее создатель Гишин Фунакоши «пропитал» ее японскими единоборствами (катана; джи – джитсу и пр.); далее его преданные ученики внесли свой вклад (Хирониши и Эгами); затем сын Фунакоши – Йошитака Фунакоши обогатил эту школу новыми позициями (Киба – дачи, фудо – дачи и пр.) и новыми приемами (йоко – гери, маваши – гери).

 

Гичин Фунакоши.

  
Гичин Фунакоши родился в 1868 году в семье чиновников, имеющей глубокие исторические корни. Он начинает изучать медицину. И в университете он узнает, что ученики не должны носить традиционный шиньон (символ, подтверждающий статус семьи и уважение к предкам). Но для Гичина ношение шиньона имеет большое значение как дань уважения к своей семье, почитаемой на Окинаве. Т. о., Гичин отказывается обрезать свой шиньон и прекращает изучение медицины. И вот только несколько лет спустя он все же решается обрезать свой шиньон, чем вызывает гнев семьи.
Позднее Гичин становится замещающим преподавателем в маленькой школе Наха. Там он работает в течение 30 лет до своего отъезда в Токио. Гичин начинает заниматься каратэ в возрасте 12 лет под руководством Анко Азато. В то время тренировки проводились тайно, ночью в саду мастера при свете одного- единственного фонаря. Хотя Анко Азато был одним из великих мастеров школы ТОДЭ (изначальное имя каратэ); Гичин стал единственным выдающимся учеником. В начале своей деятельности Гичин знакомится с другим великим мастером: Анко Итоцу, другом Анко Азато. И по совету Анко Итоцу Гичин продолжает свои тренировки с каждым из двух мастеров по отдельности.
Оба учителя практикуют разные, совершенно противоположные концепции каратэ.
Азато высокий и плечистый, Итоцу маленький и толстый. Поэтому для отражения ударов каждый применяет свою технику. Азато делает упор на увертке тогда, как Итоцу выступает за укрепление тела.
Вот эта разница в восприятии действительности и породила в последствии все богатство стиля Шотокан.
Гичин продолжает свое обучение каратэ под руководством этих двух мастеров.
В 1921 году императорский сын, путешествуя, решил остановиться на о. Окинаве. По этому случаю Гичину поручают подготовить показательные выступления учеников. Годом позже в Киото проходит национальная спортивная экспозиция и Гичин туда едет в качестве представителя каратэ Окинавы.

                       

    Дзигаро Кано , основатель дзюдо, занимающий в то время высокий пост в министерстве образования; был поражен выступлением Гичина.
Фунакоши тут же приглашают подготовить показательные выступления каратэ в Кодокан в Токио. Гичин основывает выступление в ката, а именно в Найханчи (бывший Текки).         В возрасте 53 лет Г. Фунакоши прекращает преподавательскую деятельность, оставляя жену и детей на Окинаве (надеясь, что они переедут позднее), чтобы основаться в Токио. Не имея никаких источников дохода, Гичин работает консьержем в пансионе для студентов из о. Окинавы. В то же время он убирает пансион и получает в свое расположение маленькую комнатку, где начинает преподавать каратэ. В начале учеников у него было немного, но через 2 года их число увеличилось настолько, что помещение для занятий каратэ стало слишком мало.
В 1924 году Г. Фунакоши пишет свою первую книгу и называет ее «Рюкю Кемпо Каратэ» (каратэ – бокс Рюкю). Затем рождается его вторая книга, названная «Рентан Каратэ Дзютцу» («техника каратэ, усиление и защита»).
        В 30 годах национальное течение охватило Японию. И все то, что имеет отношение к Китаю, встречает яростный отпор в Японии. Гичин, чувствуя такие перемены, решает опередить события, переименовав идеограмму «Тодэ» (обозначавшую: «китайская рука») в каратэ («пустая рука»). Поразмыслив, Фунакоши добавляет слово «До» («путь»). Многие на Окинаве впоследствии обвинят Фунакоши в смене позиции, в отречении от своих корней. Но история преподнесла урок Гичину Фунакоши, и позднее все эксперты каратэ примут эту терминологию. Отныне каратэ окончательно признано отдельной частью в культуре Будо.
        По мере развития каратэ тренировочный зал Фунакоши становился тесным. Именно в это время Хакуда Накаяма, известный мастер Кэндо, предлагает Фунакоши использовать для тренировок свой зал в свободные часы. Так продолжалось 7 лет, пока Фунакоши не нашел маленький дом с садом, в котором он установил деревянный настил, где и проводил тренировки. На следующий год ему удается взять в аренду и цокольный соседнего дома, где Фунакоши обустраивает тренировочный зал.
        В 1938 году многие ученики предлагают Фунакоши построить спортзал. Г. Фунакоши соглашается и называет его «Шотокан» (дом Шото, псевдоним, который Гичин использовал для своих стихов). К сожалению, этот спортзал был разрушен во время мировой войны.
С 1938 года Фунакоши вводит систему степеней, беря основу из дзюдо и основывая ее на Кю и Данах. Он также дает полномочия самому старшему ученику из каждой группы преподавать университетскую программу. 

                       

Йошитака Фунакоши (Гиго).


Незадолго от этого его третий сын Йошитака стал последователем дела отца в преподавании боевого искусства. Именно ему впоследствии предстоит забота и поддержание тренировочного зала.
Болезненный от рождения, но благодаря немыслимым усилиям над собой Йошитака стал мастером в своем искусстве. Благодаря юношескому максимализму он привносит свои изменения в Шотокан, которые отец не всегда приветствовал. Йошитака ратует больше за мощную и динамичную технику, не умаляя при этом гибкий стиль сражения.
Под влиянием многих учеников (одним из которых является сенсэй Накаяма), Йошитака Фунакоши решает включить в обучение упражнения по свободному бою, а также некоторые новые приемы ногой, такие как: маваши – гери и йоко – гери.
Во время одной встречи (схватки) с практикующими стиль Годзю – Рю Йошитака и многие из его учеников потерпели огромный провал.
После этого Йошитака возвращается в Токио и развивает стиль свободной борьбы, следуя техническим и стратегическим критериям, улучшая эффективность.
Организовывая поединки с другими учениками, представителями разных стилей, Йошитака проверяет на деле эффективность своего стиля преподавания.
Гичин Фунакоши не сходится во мнениях со своим сыном, т. к. путь, по которому развивается каратэ совершенно не устраивает отца.
После 1945 года в возрасте 77 лет Г. Фунакоши решает возвратиться на о. Окинава, оставляя Шотокан своему сыну.

                       

Йошитака умирает в 1945 г. Его ученики стали верными последователями стиля Шотокан. В возрасте 80 лет Гичин возвращается в Токио.
В 1949 году рождается японская ассоциация каратэ. Гичин думает, что наконец – то родился стиль Шотокан, но в 1950 году раздоры по поводу преподавания Шотокан не умирают.
Все эти противоречия и распри достигают своего апогея в 1957 году, в году, когда умирает Гичин Фунакоши.
Изменения коснулись всего: и ката, и приемов. В эпоху Г. Фунакоши положение корпуса (тела) было высоким. Йошитака сделал стойку более низкой: с одной стороны, чтобы усилить мускулатуру спортсмена, а с другой – переместить ниже центр тяжести.
Удары ногой становились все выше и выше. И многие приемы, которые не применялись ранее, стали более употребительными.
По сути, практиковались в основном три приема: «Маэ - гери», «Кин - гери» и «Фуми - коми». Все другие приемы (круговые, задние в прыжке) добавились лишь после 1945 года.
«Селекция » и богатство техники Шотокан ставит его на первое место среди других школ в мире.
В действительности может показаться, что Шотокан - сугубо молодежный стиль, т. к. с возрастом высокие удары ногой и низкие стойки могут быть сложными для исполнения. Но эффективность стиля Шотокан заключается в предвидении (предвосхищении) атаки противника, скорости блокировки и силе атакующего удара.
Этот вид каратэ, исключительно динамичный и мощный, кажется наиболее подходящим для массового занятия в настоящее время.      


Мастера и создатели школ каратэ.

Имея глубокие индийские корни, каратэ зародилось в Китае, в храме Шаолинь. Только в 15 веке каратэ возникло в Японии, на острове Окинава, имея все же китайское влияние.
        С 19 века стали выделяться 3 стиля: Шури – Тэ; Томари – Тэ и Наха – Тэ. На протяжении веков техника и стили преподавания великих мастеров постоянно совершенствовались, достигая высот в гармонии тела и духа.
        Сокон Мацумура (1797-1883) - основал первую школу каратэ под влиянием стиля «Шури - Тэ», стал последователем учений мастеров Сакугавы и Иваха.
        Анко Итоцу (1830-1915) - его считают отцом современного каратэ, который приумножил традиции стиля «Шури - Тэ». Его педагогический вклад в развитие каратэ неоценим. Ввел свое преподавание в программы школ и университетов Японии.
        Канрио Хигаонна (1853-1915) - обучался стилю «Наха - Тэ» у мастера Сэшо Аракаки. Создал свою собственную школу «Ву-Шу» (после длительного пребывания в Китае). Оказал значительное влияние на будущих мастеров.
        Гичин Фунакоши (1868-1957) - основатель школы «Шотокан – Рю». Самый известный из мастеров. Сыграл основную роль в распространении каратэ. Дал начало стилю «Каратэ - до» (путь руки).
        Энва Мабуни (1889-1953) - основатель школы «Шито - Рю». Был учеником мастера Итоцу Наха Тэ.
        Хиронори Оцука (1892-1982) - основатель школы «Вадо - Рюи», происходящей от «Шотокан». Был учеником мастера Фунакоши.
        Шосун Мияги (1888-1958) - основатель школы «Годзю - Рю», испытавшей большое влияние стилей «Шури - Тэ» и «Наха - Тэ».
        Тэйджи Касэ (1929-2004) – основатель школы «Шотокан Касэ Ха».

                       

       

Родившийся в Японии 9 февраля 1929 г. сенсей Т.Касэ один из уникальных мастеров каратэ-до. Был женат, имел двух дочерей. Он посвятил большую часть жизни занятию и преподаванию каратэ-до. Тэйджи Касэ стал заниматься дзю-до с 6 лет. Получил 2-й дан по дзю-до в 1944 г. В этом же году в библиотеке ему на глаза случайно попалась книга «Каратэ-до Кихон» сенсея Гичина Фунакоши. Познакомившись с Гичином Фунакоши, Касэ в пятнадцатилетнем возрасте принимают в качестве ученика в «Шотокан» додзе. В это время он занимался одновременно дзю-до и каратэ-до. Он уже получил 3-й дан по дзю-до, когда оставил занятия, т.к. каратэ-до его полностью увлекло. Он занимался немного айки-до и даже познакомился лично с Морихеем Уесибой, основателем этого искусства и с Нориаки Иноу, учителем Айки-до Шигеру Эгами. В конце марта 1945 г. в возрасте 16 лет, он записался в Японский морской флот спецподразделение «камикадзе». Но война закончилась в августе того же года. Тэйджи Касэ получил диплом экономических наук университета Сеншу в марте 1951 г. Когда война подходила к концу, додзе «Шотокан» был разрушен из-за бомбардировок, и умер Йошитака Фунакоши (1906-1945). В 1946 г. Т.Касэ получил 1-й дан по каратэ-до и в 1949 г., будучи капитаном Университета Сеншу, он получает 3-й дан. Мастер Тэйджи Касэ присоединился к JKA (Японская Ассоциация Каратэ), чтобы посвятить себя профессиональному преподаванию. Будучи шэф-инструктором в Европе, он поддерживал отношения с мастерами N.K.S. (Нихон Каратэ-до Шотокай), несмотря на то, что эти группы JKA и N.K.S. отделились друг от друга после смерти Гичина Фунакоши из-за большого количества разногласий. Было нормальным то, что мастер Касэ поддерживал эту связь, т.к. первым из его главных инструкторов был Геншин Хирониши (1913-1999), шэф-инструктор додзе «Шотокан» и президент Шотокай Японии после смерти Эгами (1912-1981) и до своей смерти в декабре 1999 г. Большая дружба соединила его с Джотару Такаги, нынешний президент N.K.S. Он поддерживает единичные контакты во время своих поездок в Японию с Окуйяма Тадао. В японии одной из его задач было обучение инструкторов JKA кумитэ. Среди них были Эноэда, Очи, Ширай и многие другие. Отметим также еще одну грань его деятельности менее известную, именно он должен был быть готовым к вызовам, бросаемым против JKA. В послевоенное время (1945-1952), когда Япония была под контролем американской полиции, произошло много стычек, из которых он вышел победителем и обладателем богатого опыта реального боя. В 1964 г. он уехал из Японии, чтобы преподавать в других странах и континентах. В 1964 г. он провел 3 месяца в Южной Африке. В 1965 г. он преподавал в Ю. Африке вместе с учителями Канадзава, Эноэда и Шираи и осуществил в этом же году турне с семинарами в США и Германию. С октября 1965 по март 1966 он осуществил такое же турне в Голландию и Бельгию. Потом поехал во Францию и поселился в конце концов в Париже. В 1986 г. Т. Касэ решил закрыть свой додзе в Париже и посветить только преподованию своего искусства в Мире. Он опубликовал в 80-х годах две книги, включающие 18 высших ката и 5 хйана ката с применением главных технических последовательностей этих ката. В 1989 г. он основал в месте с Х. Шираи WKSA – Мировая Академия Шотокан Каратэ президентом которой он являлся. В 1999 г. его первые ученики А. Боутбоул и К. Додье создают IKS «Международную организацию каратэ-до Шотокан Касэ Ха» почетным президентом которой становится их учитель. Задача новой организации является воспитание черных поясов и профессионалов каратэ-до. Сенсей Касэ доминировал во всём каратэ, но прежде всего вызывает интерес к его личности, его эффективности и его манере переплетать наиболее тонкие аспекты будо и каратэ. Т.Касэ умер 24 ноября 2004 г. в Париже.

                       

Альберт Боутбоул
8 дан, шеф – инструктор International Karate-do Shotokan Kase Ha (IKS).

       

В августе 1963 г. он дебютировал в престижном клубе каратэ, находившийся в доме 34 по улице де ля Монтань Сент – Женевьев в пятом квартале Парижа. Одержимый этим видом спорта, очень способный ученик; он блестяще получает первый дан два года спустя в декабре 1965 г. Он становится участником сборной Франции в феврале 1966 г. на соревнованиях между Францией и Великобританией в «Хрустальном лондонском дворце».
Его первый преподаватель Йошинао Намбу был чемпионом Японии и практиковал очень по-японски жестокие тренировки, такие, какие проводили японские преподаватели. Так продолжалось до 1967 г. , когда Т. Казэ приехал во Францию. А. Боутбоул становится прилежным учеником мастера Казэ, с которым он впоследствии не расстанется. Он посещает закрытые занятия Мэтра Казэ с 1967 по 1970 гг. вместе с Ги Десно.
        За выдающиеся успехи его отобрали для поездки в Японию в 1969 году, чтобы драться профессионально и чтобы бросить вызов кик – боксерам в Коракуэн (дворец спорта в Токио). В 1969 г. группа мастера Казэ разошлась во мнении с Федерацией. А. Боутбоул решает выйти из состава сборной Франции и следует за своим учителем. В 1971 году А. Боубоул становится первым генеральным секретарем ассоциации Т. Казэ. Он ни на минуту не прекращает своих тренировок и во время стажировок повсюду следует за своим учителем.
        Прежде всего, А. Боутбоул – это отличный боец, и практика мастера Казэ позволила ему отточить технику в духе ее преподавания мастером Казэ. Он всегда любил говорить: «Преимущество каратэ-до состоит в его эффективности, а не в эстетике; т. к. каратист обладающий бойцовским духом, может совершенствоваться в технике. Другие варианты невозможны».
        В 1996 году А. Боуболу был присвоен 7 дан. С разрешения сэнсэя Казэ А. Боубоул распространяет его опыт по всему миру. В 2005 году присвоен 8 дан.


                       

Альберт Боутбоул.

-Экс – помощник мастера Казэ (1967 -1971).
-Государственный диплом второй степени.
-1965 г.: 1 Дан. Признан самым юным черным поясом Франции по оценке журнала «Будо».
-Учителя: Сэнсэй Йошинао Намбу 1963 – 1967, Сэнсэй Тайджи Казэ 1967 – 2004.
-Чемпион Франции.
-Чемпион Европы.
-Участник международных встреч.
-Член сборной Франции.
-Тренер групп Шотокан: На Кубе, в Мексике.
-Представляет линию Казэ –Ха в России, Белоруссии, Украине, Абхазии, Азербайджане, Мексике и Израиле.
-Профессиональные поединки в Токио.
-Первый каратист, кто профессионально дрался против кик-боксера в Токио.
-Победитель этого соревнования по кик – боксингу.
-По рекомендации сэнсэя Т. Казэ, ему посчастливилось встретить великого мастера Накаяма и присутствовать на занятиях JKA в Токио.
-В 1968 г. американская газета «Блэк Бэлт» классифицирует его как одного из 10-ти лучших европейских каратистов в категориях, не смотря на его юный возраст.
-В1969 г. – А. Боубоул – капитан сборной Франции по JKA (чемпионат Европы по JKA в Граце; Австрия).
-Создатель и главный редактор журнала «Иппон».
-Изобретатель перчаток Шокк (международный сертификат).
-Главный редактор журнала «Официальное каратэ» - официального журнала французской федерации каратэ 1986-1996 г.
-Президент национального профсоюза учителей каратэ.
-Член национальной квалификационной комиссии.
-Член дирекции Колледжа Черных поясов.
-Создатель Европейской федерации Каратэ-до и традиционных восточных единоборств.
 

Камиль Додье.

                       


Дебют в каратэ-до в 1967 г.
Учиитель: Мастер Тайджи Казэ.
Черный пояс 1 Дан – 19.11.1969 г.
Черный пояс 6 Дан – 10.09.1988 г.
1972 г.: Отобран на Чемпионат Европы (в Италии).
1973 г.: Отобран на Чемпионат Мира в Токио.
1977 г.: Отобран на Чемпионат Мира в Токио (индивидуальное ката и кумитэ).
Государственный сертификат по каратэ-до № 2837 второй степени.
Государственный сертификат по каратэ-до 10.08.1992, дающий право преподавания физической культуры и культуризма.
Ассистент Мастера Казэ от Франции (1971-2001).
1971-1976: ассистент Мастера Казэ в его спортзале в Париже.
Организация и помощь в национальных и международных стажировках.
В 1982 и 1983 гг. – соавтор Мастера Казэ в создании энциклопедии 25 ката в Каратэ-до Шотокан – Рю.
Умер Камиль Додье в 2005 году в Париже.

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ